Транспортные обследования - перспективный сегмент рынка маркетинговых исследований. Результаты подобных обследований необходимы в самых разных ситуациях: при проектировании новых объектов дорожной инфраструктуры, при оценке перспективности строительства различных коммерческих объектов, для моделирования и планирования городской логистики.
Вы удивитесь, узнав, что требования законодательства к результатам подобных обследований в нашей стране регулируются руководством, выпущенным в 1982 году. В этой статье мы сделали обзор современных методов проведения транспортных обследований, использующихся в других странах, чтобы способствовать распространению данного опыта в России.
Руководство по проведению транспортных обследований (СССР, 1982) .pdf |
Для чего нужны транспортные обследования?
Статистические данные о транспортных привычках и мобильности жителей служат:
Включение современных технологий в методологию исследования позволяет построить «тепловую карту» и «карту траекторий движения», что при использовании только традиционной методологии сделать почти невозможно. «Карта траекторий движения» выстраивается путем накладывания на карту местности всех движущихся объектов в определенный промежуток времени. Она наглядно демонстрирует наиболее популярные маршруты следования. «Тепловая карта» фиксирует места, где люди находятся дольше всего. Таким образом, на основании «карты траекторий движения» и «тепловой карты» возможно получить информацию о точках с наибольшей проходимостью (как следствие с большим «продающим» потенциалом) и, наоборот, «мертвые» точки, где информацию размещать нецелесообразно.
В 2001 году было проведено наиболее масштабное исследование пассажиров различных типов транспорта. Цель исследования – создать представления о всех поездках в Лондоне и его окрестностях в типичный будний день для моделирования и планирования развития транспортной и железнодорожной сети.
London Area Travel Survey .pdf |
Исследование проводилось методом самозаполнения анкет пассажирами. Опросники раздавались на 900 станциях/остановках пассажирам с 6 утра со вторника по четверг. Каждые 15 минут проводился подсчет пассажиров на станциях/остановках. Также в выборку были включены 300 тыс. пассажиров поездов междугороднего следования. Таким образом, была собрана информация о 1,75 млн поездок, включая адрес отправления и назначения, время поездки, тип транспорта, маршрут проезда и наличие пересадок, социально-демографические характеристики респондентов.
Данные собирались на протяжении нескольких месяцев, чтобы иметь возможность отследить и сравнить сезонные изменения транспортных привычек. Позднее вся собранная информация была геокодированы. Таким образом, в результате исследования были получены наглядные карты «нагрузки» на каждый вид транспорта и плотность маршрутов следования. Это исследование стало основой для моделирования логистики перемещения жителей Великобритании.
Дания
В 2012 году было проведено Датское национальное транспортное исследование (DTU), на основании которого в Министерстве транспорта Дании были приняты решения по развитию транспортной и дорожной инфраструктуры. Данные о поездках собирались каждый день, включая выходные и праздники. Участниками исследования были жители Дании в возрасте 10-84 лет. Старшая возрастная группа (85 и старше) и дети до 10 лет из выборки были исключены в связи с небольшим количеством самостоятельных поездок.
Danish National Travel Survey .pdf |
Качество массива данных обеспечивалось за счет сочетания онлайн- и телефонного опроса. Каждый респондент ежедневно получал ссылку на персональную анкету – «Путевой ежедневный дневник». Если анкета не заполнялась в течение 2 дней, то респонденту звонил специалист call-центра и помогал заполнить ее по телефону.
DTU имело два значимых преимущества перед предшествующими исследованиями:
В Ирландии транспортное исследование, проведенное в 2012-2013 годах, позволило получить информацию о логистике жителей в течение дня и проанализировать специфику пользования различных видов транспорта в зависимости от социально-демографических характеристик и структуры домохозяйства.
National Transport Authority Survey Ireland .pdf |
Один из членов домохозяйства (возраст 16+) проходил личный опрос о семье с помощью электронных планшетов. Опросник включал в себя информацию о семье (структура семьи, ее социально-экономический статус) и информацию о транспортных привычках (предпочитаемый вид транспорта, средняя продолжительность поездок, количество автомобилей в семье, кто и какой тип водительских прав имеет).
Ежедневно все члены семьи (включая детей от 4 лет и старше) заполняли дневник. Информацию о поездках можно было вносить в течение двух дней, что позволяло взрослым помогать детям в его заполнении. С его помощью описывались все совершенные поездки:
Характерной особенностью транспортных исследований в Германии является большая по численности выборка. Так, в 2012 году в исследовании приняли участие 25 тыс. домохозяйств и 50 тыс. семей из регионов. Участником исследования мог стать любой житель исследуемого города без ограничений по возрасту (0+), полу, национальности. Участники выбирались случайным образом.
National Transportation Surveys in Germany .pdf |
Вопросник для интервью разделен на три части:
В исследовании 2012 года исследование проводилось каждый вторник и четверг – это типичные рабочие дни. Все поездки каждого человека в семье записывались без каких-либо ограничений. Информация отправлялась по электронной почте. В том случае, если человек не владел компьютером или более двух дней не присылал заполненный дневник, то данные собирал специалист call-центра по телефону.
С июня 2016 года по июнь 2017 года по заказу Федерального министерства транспорта Германии проводится исследование, основной задачей которого стало получение развернутой информации о ежедневной «мобильности» населения. По сравнению с исследованиями предыдущих лет в современной волне полностью изменены методология и инструменты сбора данных, дизайн выборки, содержание вопросника.
Выборка включает в себя общенациональную часть - около 30 тыс. домохозяйств Германии (примерно 60 тыс. человек) и региональную часть – около 135 тыс. домохозяйств. Домохозяйства отбирались случайным образом.
Сбор данных осуществляется в два этапа:
Предусмотрено геокодирование каждой точки с целью сбора более точных данных (с точностью до номера дома). Для того, чтобы минимизировать нагрузку на участника исследования, в онлайн-базе содержится несколько миллионов уже закодированных точек. На основании этих данных можно рассчитать, например, фактическое расстояние до ближайшего магазина, учебного заведения, автобусных остановок, жд-станций. С учетом плотности населения в жилом районе возможно проанализировать и предсказать маршруты и шаблоны поездок.
Использование онлайн-методов позволяет заполнить анкету со сложными переходами без интервьюера, отфильтровать вопросы в зависимости от предыдущих ответов. Кроме того, отсутствует необходимость в вводе данных после интервью.
Окончательные результаты этого исследования ожидаются к началу 2018 года.
Сингапур
В Сингапуре исследователи сделали ставку на повсеместность распространения смартфонов. Используя только традиционные методы исследования в вопросах транспортных привычек, не всегда возможно получить точные данные. Например, респондент может неточно назвать/зафиксировать время начала и окончания поездки, оценить ее продолжительность. Кроме того, опрос не всегда может учесть различные изменения мобильности в течение дня.
Современные методы сбора информации с помощью смартфонов во многом автоматизированы и не требуют постоянной включенности со стороны участника исследования. Разработанная система использовалась в качестве дополнения к традиционным методам исследования о поездках. Она состоит из трех отдельных, но взаимосвязанных, компонентов: 1) смартфон 2) приложение, которое собирает данные, 3) сервер – на нем хранится база данных. Именно благодаря автоматизации FMS-системы обеспечивается высокая точность и подробность данных при малой нагрузке на участников исследования.
Приложение доступно для большинства смартфонов (работает для Android- и IOS-платформах). Оно собирает данные от множества датчиков в телефоне (GPS, GSM, акселерометр, Wi-Fi и пр.). Поскольку приложение работает в фоновом режиме телефона, оно никак не влияет на повседневную деятельность участников исследования. Собранные данные с помощью приложения загружаются в базу, где ряд алгоритмов, позволяет сделать выводы об остановках и маршрутах поездок. Очень короткие по продолжительно остановки (например, остановки на светофоре) автоматически удаляются.
Просматривая данные, собранные автоматически, участники корректируют неправильно введенные данные о видах транспорта, о пунктах остановки. Кроме того, участники заносят дополнительные данные о конкретных поездках - например, ехали они одни или с кем-то, была ли оплата за парковку и пр. В случае, если на этом этапе у участника возникали трудности, то ему была доступна служба телефонной и online-поддержки. На основе проверенных и дополненных данных делались выводы.
В выборку респондентов фактически попадали все, кто имел смартфон и опыт использования веб-браузера. В результате выборка ожидаемо сместилась в сторону более молодого возраста. В будущем планируется «выправить» выборку путем распространения GPS-регистраторов или смартфонов и сбора данных методом телефонного/личного опроса для старшей возрастной группы. Некоторые исследования свидетельствуют о том, что молодежь и люди с высоким уровнем образования легче соглашаются на участие в онлайн-исследованиях, в то время как традиционные методы лучше «работают» для пожилых людей
Ошибки в этом исследовании происходили, в основном, по двум причинам. Если батарея в телефоне разряжалась, то возникали пробелы в данных. Вторая причина – человеческий фактор: ошибки на этапе проверки данных. Как правило, это были пользователи-новички проекта или если пользователь не имеет опыта использования веб-браузера.
Несмотря на недостатки, эта методология представляется наиболее точной и эффективной с точки зрения стоимости и корректности получаемых результатов.
Резюме
Таким образом, даже беглый анализ современных методов проведения транспортных обследований показывает, какие безграничные возможности открываются у исследователей благодаря современным возможностям сбора данных и насколько более точные получаются результаты. Определенная отсталость российского рынка - не только наша очевидная слабость, но и возможность выбрать лучшие из зарубежных практик и эффективно адаптировать их под реалии и потребности нашей страны.