Что это
Спрос на продукт — метрика, которая напрямую оказывает влияние на уровень продаж.
Когда изучать спрос
- Запуск нового продукта/услуги. Перед тем, как открыть что-то новое, компании всегда следует изучать спрос и делать выводы о востребованности продукта и жизнеспособности возникшей идеи.
- Новый ассортимент. Спрос на продукцию поможет избежать необоснованных трат на закупку и продвижение товара, если он вдруг окажется непопулярным у клиентов.
- Падение/рост продаж. Чтобы понять, является ли колебание спроса временным, стоит ли распродавать товар, поможет грамотный анализ спроса на продукцию.
- Расширение бизнеса. Чтобы новые филиалы помогали увеличивать продажи компании, следует проанализировать востребованность продукта/услуги в целом: это поможет избежать лишних трат.
Как анализировать спрос
Перед любым анализом всегда важно составить список вопросов, на которые мы хотим ответить. Вопросами могут быть:
- Есть ли сезонность у продаж выбранного товара?
- Какой объем продукции уже продается на рынке?
- Как этот товар продается у конкурентов?
- Закрывает ли продукт потребности клиентов?
Инструменты для анализа спроса
Яндекс.Вордстат
Данный сервис определяет, какие поисковые запросы пользователи вводили и в каком количестве за последний месяц. Сервис также фильтрует результаты по регионам и может показать динамику поиска за последний год. Это является хорошим способом анализа сезонности и тенденции на снижение или повышение спроса.
Google Trends
Данный сервис показывает популярность выбранного запроса за различные периоды и позволяет сравнивать разные запросы.
‼Не стоит рассчитывать только на эти сервисы. Помните, что часть запросов вводится маркетологами и создателями сайтов, а многие пользователи используют разные поисковые системы.
Тестовый лэндинг
Проверяя товар на востребованность, можно запустить тестовый лэндинг с выделенным тестовым бюджетом на продвижение и проанализировать спрос.
Изучение конкурентов
Без этого не обойтись. Следует проанализировать сайты, социальные сети конкурентов. Важно изучить ассортимент магазина, его популярные товары, а также товары со скидками. Главное – изучить разных конкурентов, как новичков, так и бывалых.
Изучение поставщиков
Хорошим инструментом анализа спроса является изучение поставщиков. В переговорах с ними можно уточнить, какие товары востребованы, а на какие товары скидки. Также важно проследить за изменением прайса у поставщиков.
Изучение маркетплейсов
На различных маркетплейсах есть вкладки «популярное», где можно ознакомиться с товаром, который часто покупают в данный сезон. Так, на Яндекс.Маркете есть раздел «Часто ищут».
Опросы
Не стоит забывать, что опросы были и остаются эффективными, если их правильно проводить. С помощью фокус-групп, например, можно узнать о востребованности товара.
Что следует учесть при трактовке данных анализа спроса
- Временной и ценовой факторы
- Сегменты аудитории (иногда нам важно проанализировать спрос с учётом разных характеристик аудитории, например, если речь про локальный бизнес женской одежды)
- Вид потребности (эпизодический – краткосрочные поводы, такие как Новый год, чемпионат и т.д.; периодический – сезонность, например, купальники летом, шапки зимой; повседневный – товары ежедневного применения)
- Внешние факторы (демографическая обстановка, климат, экономическая ситуация, политические ограничения)
➡
Агентство Социальной Информации занимается различными исследованиями, в том числе созданием и тестированием нового продукта. Для качественного анализа спроса вы можете обратиться к нам. В группу исследований, связанных с созданием продукта, входят: ценовые исследования, тестирование концепций и характеристик продуктов, оценка рыночного потенциала нового продукта. Вся информация на сайте.