Чтобы грамотно построить бизнес, нужно предусмотреть множество внешних факторов, от которых может зависеть успех. Поэтому для построения грамотной стратегии развития бизнесы используют PEST-анализ, название которого состоит из определенных факторов:
-
P — политический;
- E — экономический;
- S — социокультурный;
- T — технологический.
Автор такого инструмента —
профессор Гарвардского университета Фрэнсис Агилар. В 1967 году именно он решил разделить факторы на категории и назвал такой анализ ETPS. Уже позже для упрощения названия изменили на PEST.
Что это?
PEST-анализ — эффективный метод определения состояния внешнего окружения предприятия. Инструмент помогает изучить потенциальный рынок на ранних стадиях, чтобы оценить угрозы и основные тенденции для развития.
Факторы PEST-анализа
1.
Политические. Вступившие в силу новые законы или введённые санкции могут как и обеспечить дополнительные возможности так и ограничить их. При PEST-анализе изучают политическую ситуацию в мире в целом, внешнюю/внутреннюю политику государства, степень влияния государства на выбранную отрасль и возможность субсидирования.
2.
Экономические. В этой категории изучают: курс валют, уровень инфляции, ВВП, налоговые ставки, уровень безработицы, доходы населения, кредитование, нефть на сырье и недвижимость.
3.
Социально-культурные. Сюда входят: демографические показатели, традиции, тренды, вакансии, уровень образования, религиозные убеждения, социальные потребности населения.
4.
Технологические. Эти факторы оказывают особое влияние на бизнес. ❗️Например, компания Кодак, будучи процветающей компанией, отказалась признавать новые технологии. В результате компания обанкротилась. Поэтому при анализе технологического фактора важно учитывать: главные технологические изменения, инновации, развитие в сфере digital, скорость реакции на изменения, расширение рынка труда.
Часто компании не останавливаются на анализе вышеупомянутых 4 факторов, а добавляют другие, поэтому анализ может принимать новый вид:
- PESTEL — анализ с факторами Ecological (экология) и Legal (право);
- PESTELI — к предыдущей модели добавляется фактор Industry analysis (отраслевой анализ рынка);
- STEEP — добавление экологического фактора (Environmental/Ecological): изменения климата, погода, природные ресурсы.
- LONGPEST — PEST-анализ на разных уровнях: Local (локальном), National (национальном), Global (глобальном).
Зачем проводить PEST-анализ?
Такой анализ проводиться с целью определить сегменты, которые препятствуют развитию бизнеса и достижению поставленных целей, а также с целью понять, как эффективно масштабироваться и увеличивать прибыль компании. Таким образом определяется, будет ли спрос, что будет являться конкурентным преимуществом, что скажется на развитии и что окажет существенное влияние на бизнес-процессы.
Как выполнить PEST-анализ?
Алгоритм выполнения анализа прост. Сначала выбираются факторы для рассмотрения, которые разбиваются на подгруппы. Затем определяется, какие факторы в большей или меньшей степени воздействуют на бизнес, прогнозируются полученные оценки (на сколько % описанный случай произойдёт), оценивается реальная важность факторов. Финальным шагом является подготовление таблицы с результатами в формате матрицы. Благодаря полученным данным подводятся итоги относительно того, насколько велико влияние каждого фактора, что с этим делать в каком направлении двигаться.
Плюсы/минусы инструмента
+ Упрощает понимание процессов внутри отрасли;
+ Помогает определить важные угрозы и заранее принять меры по их устранению;
+ Позволяет найти оптимальные возможности для развития.
- Данные могут быть интерпретированы неверно, что приведёт к принятию неэффективных решений.
- Анализ может быть усложнен оценкой многих факторов, что усложняет процесс принятия верного решения.
PEST-анализ помогает выявить политические, экономические, социально-культурные и технологические факторы, отказывающие влияние на бизнес. Благодаря грамотному анализу, компании способны своевременно устранять угрозы и налаживать внутренние процессы для достижения успеха.