Что это?
Бенчмаркинг (с англ. “benchmark”) – поиск, изучение и внедрение технологий организаций-конкурентов в свою компанию. Такой метод сравнительного анализа часто используется когда наступает кризис или назревает потребность в изменениях. Он помогает компании узнать рыночные тенденции, преимущества и недостатки конкурентов; помогает оценить своё место в отрасли, а также понять, как выстроить собственную маркетинговую стратегию, основываясь на чужом опыте.
Впервые бенчмаркинг применила компания Ксерокс: взяла за основу секреты успеха L.L.Bean, став тем самым лидером на рынке.
Правила
Бенчмаркинг базируется на 4 правилах:
взаимность (договорённость компаний о сотрудничестве),
достоверность данных,
аналогия (данные должны быть похожими для сравнения),
измерение (данные должны быть измеримы).
Конечно, в реальности все правила не соблюдаются, хотя бы потому что достичь взаимности организаций – большая проблема.
Виды бенчмаркинга
- Внутренний: сравнении данных разных подразделений одной компании. Это также могут быть сравнения показателей разных годов, сравнение бизнес-процессов и др.
- Внешний: сравнение данных компании с данными влиятельных конкурентов из одной отрасли/партнёров. Так, например, современные ВУЗы внедряют успешные практики других организаций для привлечения новых студентов. Газпром, в свою очередь, выявил, что у компаний-нефтедобытчиков услуги по бурлению скважин выполняют сторонние организации, поэтому и сам Газпром передал это направление внешним источникам.
Что сравнивается
- товар (например, компания Форд, чтобы создать новый автомобиль провела собственное исследование конкурентов. Результатом анализа стал Форд Таурус);
- цена (Томаш Батя, основатель бренда Bata, для привлечения новых клиентов ввёл цену на товар не в 10 крон, как у конкурентов, а в 9,99 крон);
- финансовые показатели (прибыли, рентабельность и др.);
- бизнес-процессы (Говард Шульц в 1983 году заметил популярность экспресс-баров, в которых люди любили почитать и выпить кофе. Он уговорил владельцев Starbucks открыть такой бар в деловом центре Сиэтла, в результате чего бар набрал большую популярность);
- персонал;
- стратегии.
Бенчмаркинг – эффективный способ анализа конкурентов, который позволяет адаптироваться в условиях новых технологий, а также понять, как и где бренду меняться, чтобы стать лидером на рынке. С помощью такого анализа бизнесу легче сформировать план собственного продвижения и улучшения показателей эффективности.