Контент-анализ - это формализованный метод сбора данных из вторичных источников и качественно-количественного анализа их содержания.
Проведение контент-анализа основано на принципе формализации (то есть необходимо задать однозначные правила для выявления искомых характеристик содержания) и статистической значимости (интересующие исследователя элементы содержания должны встречаться с достаточной частотой).
Объектом анализа могут выступать материалы газет и других печатных изданий, содержание радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных обращений, а также данные, полученные посредством открытых вопросов анкет или свободных интервью.
В последние десятилетия социологический контент анализ заимствовали и активно используют те представители социогуманитарных наук, которые заинтересованы в установлении объективных признаков разнообразных человеческих коммуникаций.
Качественный вид контент-анализа, в отличие от количественного вида, ориентирован не на непосредственное количественное измерение элементов информационного массива, а на учет сочетания качественных и количественных показателей, характерных для этих элементов (степени развернутости изложения темы, ранга определенного понятия при его упоминании и т.д.). Проведение качественного контент-анализа требует от исследователя выработки категорий анализа, выделения единиц анализа и установления единиц счета. Под смысловой и качественной единицей анализа понимается та часть содержания, которая выделяется как элемент, подводимый под ту или иную категорию.