+7 812 622-14-57 Санкт-Петербург
+7 499 685-40-27 Москва

Электоральные исследования

Электоральные исследования являются неотъемлемой частью любой избирательной кампании. 


Электоральные исследования помогают:

  • Определить рейтинг политиков, кандидатов, политических партий 

  • Разработать стратегию избирательной кампании

  • Оценить имидж кандидата/политической партии

  • Определить основные тенденции изменения общественного мнения относительно политических лидеров региона

  • Определить социальное самочувствие избирателей

  • Оценить качество жизни населения

  • Установить круг волнующих население проблем

  • Спрогнозировать явку и итоги голосования

  • Определить уровень доверия общества к деятельности политических институтов

  • Определить рейтинг СМИ, каналов коммуникации, используемых избирателями

  • Оценить электоральные риски и угрозы

  • Оценить протестную активность и потенциал

  • Оценить ход предвыборной кампании

  • Выяснить отношение к политическим партиям: информированность о деятельности, доверие, готовность голосовать

  • Оценить эффективность содержания агитационных материалов

  • Протестировать новую агитационную продукцию



МЕТОДЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

  • Массовые количественные опросы (поквартирные, уличные, телефонные, панельные, мониторинговые)

  • Фокус-группы

  • Оперативные мини-группы (4-5 респондентов)

  • Экспертные интервью

  • Глубинные интервью с избирателями

  • Диадические интервью с избирателями (интервью с группой из двух представителей целевых групп)

  • Наблюдение

  • Контент-анализ СМИ (печатные СМИ и Интернет-ресурсы)

  • Опрос на выходе из избирательных участков (exit-poll)




ЭТАПЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Полномасштабное, комплексное электоральное социологическое исследование, построенное по принципу «от выборов до выборов», можно разделить на три этапа:

  1. Предвыборное исследование

  2. Исследование в день выборов

  3. Послевыборное исследование




ПРЕДВЫБОРНОЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 

Подготовка к очередным выборам должна начинаться в момент завершения предшествующих. 


Предвыборный процесс можно разделить на три стадии:

  1. Стадия «пассивной подготовки к выборам». Начинается с момента завершения предыдущих выборов и завершается примерно за три месяца до начала очередных выборов. 

  2. Стадия «целенаправленной подготовки к выборам». Специалисты определяют стратегию и тактику предвыборной борьбы, формируют штабы и команды для работы с электоратом, анализируют возможности будущих соперников. Данная стадия длится примерно два месяца. 

  3. Стадия «активных действий». За один месяц до выборов начинается официальная предвыборная кампания. Кандидаты, их штабы и команды ведут активную работу с электоратом. 




ПРЕДВЫБОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ПЕРВЫЙ ЭТАП

Пассивная подготовка к выборам

На первой стадии предвыборного исследования осуществляются замеры общественно-политической ситуации. Такие замеры должны проводиться с определенной частотой и с равными интервалами. 

Замеры выполняются с помощью опросов населения и анализов документов. Отслеживаются публичные выступления ключевых представителей политической элиты. 

Посредством таких замеров фиксируются: 

  • оценки электоратом экономической ситуации в стране и в регионе; 

  • оценка деятельности органов власти различных уровней; 

  • степень доверия оппозиции; 

  • возможности участия в выступлениях протеста и поводы для таких выступлений; 

  • удовлетворенность конкретной деятельностью своего избранника; 

  • рейтинги политических деятелей и группировок. 


Аналогичные замеры могут осуществляться и в моменты важных событий. В этом случае к указанному набору блоков вопросов может быть добавлен блок, позволяющий определить отношение населения к конкретному событию. 




ПРЕДВЫБОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ВТОРОЙ ЭТАП

Целенаправленная подготовка к выборам


Работа начинается с проведения базового опроса электората.

Наиболее значимыми вопросами являются: 

  • намерение участвовать или не участвовать в предстоящих выборах, включая проблемы конкретной мотивации; 

  • степень доверия к различным каналам агитации; 

  • «портрет» желаемого кандидата; 

  • факторы, способные повлиять на выбор, на изменение решения, на степень активности в поддержке предпочитаемого кандидата.

На этой стадии вырабатываются программы кандидатов на выборные посты, определяется тактика поведения при общении с электоратом. Проводятся фокус группы и глубинные интервью с целью совершенствования политической программы. 

На финише второй стадии предвыборных действий организуются три экспресс-опроса: идеологический, политический и проблемный. 

Идеологический опрос позволяет определить отношение различных групп избирателей к программным позициям кандидата. По результатам опроса политическая программа избирателя может немного корректироваться.

В ходе политического опроса устанавливается характер отношения избирателей к органам власти различных уровней. Результаты опроса помогают кандидату и его команде определить, следует ли, и в каких случаях критиковать либо поддерживать те или иные властные структуры. 

Проблемный опрос помогает выяснить проблемы, в наибольшей степени волнующие избирателей в их семье, доме, микрорайоне, городе.  Данные такого исследования дают возможность кандидату или его доверенным лицам при встречах с избирателями демонстрировать последним знание их насущных проблем. 



ПРЕДВЫБОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ТРЕТИЙ ЭТАП

Стадия активных действий


В период официальной предвыборной кампании, когда избирательными комиссиями завершено утверждение кандидатов, сбор социологической информации осуществляется с использованием методов опроса, экспресс-наблюдения и изучения документов. Цель социологических опросов, проводимых на данной стадии — получить информацию о формировании электоральных установок и зафиксировать их содержание. 

Замеры осуществляются каждые 5-6 дней, последний – за 3-4 дня до даты голосования. Результаты замеров используются для корректировки поведения кандидатов и для осуществления прогноза о результатах голосования.

Для корректировки действий кандидатов используется информация, получаемая методами экспресс-наблюдения (на митингах, собраниях, выступлениях, в которых участвует кандидат) и анализа документов (содержания публичных выступлений политиков). 


ИССЛЕДОВАНИЕ В ДЕНЬ ВЫБОРОВ

Исследования в день выборов осуществляются с целью получения информации о ходе голосования. Эта информация используется различными СМИ для ознакомления с ней широкой общественности. 

Опросы в день выборов могут выступать и как контролирующий фактор, который способен воспрепятствовать возможной манипуляции с результатами самих выборов. Опросная работа осуществляется либо в течение всего срока голосования, либо дискретно (по два часа через каждые два часа). Сбор информации проводится вблизи избирательных участков, причем опрашиваются, по возможности, все выходящие избиратели. Как правило, задается один вопрос – «За кого из кандидатов вы проголосовали?». 

Важным условием успеха исследования в день выборов является соблюдение требования о проведении работ по сбору информации в одно и то же время (с учетом часовых поясов). Следует заметить, что эффективнее всего замер в день выборов может использоваться в небольших по территории странах. Для такого государства как Россия, данный замер желательно осуществлять по регионам, т.е. объявлять результаты по каждому из часовых поясов в отдельности. 



ПОСЛЕВЫБОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Цель исследования - получить от населения оценку качества проведения выборов, степени их демократичности и правовой приемлемости.

На этом этапе выясняются результаты голосования, мотивы выбора того или иного кандидата, мотивы участия или неучастия в голосовании, сроки и условия принятия избирателями окончательного решения, факторы, оказавшие на него влияние. Вся эта информация используется для подготовки к последующим выборам и референдумам. 



Электоральные исследования - это то, без чего не обходится ни одна избирательная кампания. Электоральные исследования помогают разработать правильную избирательную стратегию, учитывающую специфику территории, конкурентного окружения, текущую социально-экономическую и политическую конъюнктуру.









Облако тегов деятельности компании:

Блог Агентства Социальной Информации