+7 812 622-14-57 Санкт-Петербург
+7 499 685-40-27 Москва

Этические аспекты, возникающие в социологических исследованиях

Существуют общие принципы того, что следует считать этичным в деятельности социолога и что необходимо делать, чтобы соблюдать эти этические принципы. Основным объектом внимания выступает, безусловно, респондент. Главное право респондента - принять участие в исследовании или отказаться от него.

Иногда данное требование соблюдается без проблем, но часто в исследованиях такое право респондента создает различные трудности. Так, например, в количественных исследованиях принцип добровольности может стать причиной такой методологической проблемы, как репрезентативность данных. Из-за отказа респондента принимать участие в исследовании, обобщение выводов на изучаемую целевую совокупность ставится под сомнение.

Важно понимать, что каждый респондент должен быть осведомлен о специфике исследования, в котором он согласился участвовать. Часто случается, что респондент не понимает, что будет результатом исследования и какие последствия могут его настигнуть. Например, исследуя какой-то феномен посредством фокус-группы, социолог может заранее не предупредить участников, что материал записывается на видеопленку, а за группой респондентов наблюдают через стенку с прозрачным зеркалом. Это будет являться ошибкой, ведь у респондента всегда должно быть право выбора, а также ему должна быть доступна вся информация об исследовании и использовании личных данных в нем.

Какие же этические аспекты должны понимать все члены исследовательского коллектива?

1. Анонимность респондента.

Респондент анонимен, если исследователь не имеет возможности распознать ответы каждого отдельного человека. Однако, не при всех исследованиях соблюдается такой принцип: интервью на дому, по телефону и участие в фокус-группе не могут быть анонимны. Почтовый опрос, также как и опрос методом самозаполнения вопросников, напротив, могут быть анонимными.


2. Конфиденциальность.

Если социолог может идентифицировать респондента, то он обязуется не передавать эту информацию третьим лицам и предусмотреть меры по гарантии анонимности. Так, например, интервьюер обладает большим количеством информации о респонденте: он знает его пол, возраст, семейное положение, место работы, адрес проживания, доход и многое другое. Вся эта информация фиксируется в полевых документах, передаётся в отдел исследовательского центра и может храниться там продолжительное время, в зависимости от целей исследования. Поэтому во время долгосрочной процедуры сбора и анализа документов, с помощью которых можно идентифицировать человека, с информацией взаимодействуют разные сотрудники определенной организации. Конфиденциальность означает лишь гарантию организации не распространять личные данные за ее пределы и исключить возможность утечки информации.

3. Цели исследования и идентификация исследователя.

Главным этическим принципом для исследователя, несомненно, является умение говорить правду. В каждом исследовании социолог должен грамотно идентифицировать себя перед респондентом, а также максимально точно описать цели исследования. Здесь общие этические принципы вступают в конфликт с критериями качества собираемых данных. Зачастую определенные цели исследователь скрывает под стандартными фразами, что помогает избежать некорректных или ложных ответов со стороны респондента, но позволяет последнему быть осведомлённым о сути исследования.

4. Исследователь и профессиональное сообщество.

Принципы взаимоотношений с профессиональным сообществом также подразумевают, что на этапе разработки и реализации исследования нужно следить за тем, чтобы результаты в конечном итоге были надежными и обоснованными. Это подразумевает, что следует использовать такое методы, которые с профессиональной точки зрения подходят под конкретный запрос исследования и не ведут к ложным выводам. Исследователь не должен пытаться интерпретировать результаты, которые противоречат собранным данным и создавать ложное доверие к ним.

5. Публикация результатов социологических исследований.

Профессиональная этика также повествует о том, что публикация результатов социологических исследований должна отражать всю необходимую информацию, такую как:
  • название организации, проводившей исследование;
  • целевую совокупность опрашиваемых;
  • объем общей выборки и ее характеристики (включая, какие части целевой совокупности были исключены и почему);
  • даты сбора и анализа данных;
  • метод выборки и критерии отбора респондентов;
  • метод сбора информации;
  • точный исследовательский вопрос и его цели;
  • выводы, полученные на части/ на всей выборке;
  • обсуждение выводов и их критическое осмысление.
Таким образом, этические нормы выступают в качестве одного из главных направлений, которое необходимо соблюдать социологу, чтобы его деятельность была обоснованной и доказательной.

Используемые ресурсы:
1. The ICC/ESOMAR International Code of Marketing and Social Research Practice. E SO MAR, 1994.
2. Notes on How the ICC/ESOMAR International Code of Marketing and Social Research Practice Should be Applied. ESOMAR