+7 812 622-14-57 Санкт-Петербург
+7 499 685-40-27 Москва

Метод кайдзен

Многие крупные компании поражают своим продолжительным успехом. Сложно ответить на вопрос, в чем их секрет, но существуют работающие стратегии. Японская система кайдзен — одна из них. Давайте поговорим о том, почему нужно обратить внимание на многовековую японскую мудрость и в чем ее особенность.

Что это

Кайдзен — одна из ключевых концепций менеджмента, в основе которой лежит непрерывное улучшение всех процессов производства. С японского иероглиф кайдзен означает «изменение к лучшему».

Для точного понимания сути методики, стоит провести сравнение западного и восточного мышления. Если для Запада характерно скачкообразное движение вперед, основанное на конкуренции, то для Востока привычно постепенное последовательное развитие, основанное на взаимопомощи и совершенствовании себя и окружающего мира. Быстрый результат даёт плоды, но также быстро компания может вернуться к исходам. На Западе делается акцент на результат, а на Востоке — на процесс. На Востоке акцент сделан на взаимопомощи, тогда как на Западе на первый план выходят индивидуализм и развитие через конкуренцию.

Методика кайдзен основана на постепенном улучшении с закреплением результата, фокусе на взаимодействии сотрудников, поэтому она обрела такую популярность у многих известных компаний.

История возникновения

Методика кайдзен зародилась в Японии и означала постоянное и всестороннее развитие как человека, его общественной и частной жизни, так и трудовых процессов. В бизнес кайдзен пришёл после Второй мировой войны, когда японские компании стали внедрять данную философию для повышения эффективности бережливого производства. В России этот подход стал известен и применяется на российских предприятиях с 1990-х гг.

Сам термин «кайдзен» распространился благодаря Масаки Имаи. В своих книгах он продолжил усовершенствовать метод, акцентируя внимание на необходимости решения проблемы на месте: важно непрерывно работать над улучшениями внутри себя и вокруг себя так, чтобы улучшения следовали друг за другом по восходящей линии.

Основные элементы концепции кайдзен

  • Командная работа. Главный элемент методики. Важно помогать коллегам и компании, обмениваться информацией, повышать квалификацию, обучаться. Все сотрудники должны работать на благо общей цели.
  • Личная дисциплина. Коллеги должны понимать, что такое самодисциплина: тайм-менеджмент, контроль качества проделанной работы и соблюдение дедлайнов.
  • Моральный дух. Сотрудники компании должны сохранять позитивный настрой, быть активными и не падать духом. Руководство должно мотивировать работников на результат: создавать комфортабельные условия для эффективной работы и прислушиваться к нуждам сотрудников.
  • Брейншторм-группы. Для эффективной работы важно создавать группы, в которые входят сотрудники разного уровня для обмена идеями. Такой способ помогает оценить достижение каждого отдельного работника и выявить новые цели для улучшения результата.
  • Банк идей по улучшению. Коллеги должны делиться своими предложениями друг с другом и с руководством, которое, в свою очередь, должно рассматривать эти предложения.

Основной идеей кайдзен является бережливое производство, то есть устранение процессов, которые ведут к убыткам (перепроизводство, бесполезные механизмы и т.д.), оптимизация работы каждого сотрудника и упор на нужды потребителя.

5 основных принципов кайдзен

Концепция кайдзен включает в себя пять основных принципов или 5S:

  1. Seiri (сортировка) — необходимость выявлять и сортировать то, что не используется в работе.
  2. Seiton (систематизация) — необходимость держать в порядке все, что требуется для выполнения обязанностей.
  3. Seiso (содержание в чистоте) — необходимость следить за чистотой оборудования и рабочего места.
  4. Seiketsu (стандартизация) — необходимость выработать привычку соблюдать правильную организацию рабочего пространства, то есть автоматизировать предыдущие три пункта.
  5. Shitsuke (совершенствование) — необходимость поддерживать установившуюся практику управления рабочим местом.

Кайдзен в бизнесе

Самой первой компанией, которая применила в своём бизнесе японскую философию, стала автомобилестроительная фирма Toyota. Этот опыт показал, что если европейский подход пропагандирует удаленное, отстраненное и безэмоциональное принятие управленческих решений, то японский принцип настаивает на том, чтобы погрузиться в проблему на месте, увидев ситуацию изнутри.

На данный момент многие зарубежные предприятия применяют кайдзен, а также существуют институт по изучению кайдзен.

В России эта методика ещё не сильно распространена, но некоторые отечественные компании уже внедрили ее в производство — «Лукойл», «Алроса», ГАЗ, «Балтика», КАМАЗ, «Росатомстрой», «Гидросила», Банк «Союз».

Японская методика кайдзен говорит нам о том, что маленькие шаги в нужных направлениях помогают получить многое. Применяйте ее в бизнесе и в повседневной жизни, чтобы добиться хороших результатов.




Облако тегов деятельности компании:

Блог Агентства Социальной Информации