+7 812 622-14-57 Санкт-Петербург
+7 499 685-40-27 Москва

Какой дизайн будет наиболее выигрышным: психология в UX-дизайне

На протяжении многих лет известные исследователи, философы и психологи наблюдали за человеком и приходили к определённым неизменным выводам о нашей человеческой природе. Это важно понимать, ведь любой пользователь, который взаимодействует с вашим сайтом или приложением, в первую очередь – человек.

  • Закон Якоба

Якоб Нильсен из Nielsen Norman Group в ходе исследований в 2008 году пришёл к выводу, что пользователи привыкают к определенному дизайну и начинают ценить знакомый опыт. Чаще всего пользователь просматривает сайт, начиная с верхней страницы, и двигается ниже, а потом проходится наоборот по левой части. Однако многие дизайнеры пытаются придумать что-то кардинально новое и выделиться оригинальностью, что не всегда является лучшим решением. Старайтесь выглядеть знакомо, то есть соблюдать баланс между новизной и изобретательностью. Не стоит слепо подражать дизайну крупных конкурентов. Скорее возьмите на заметку то, как они удовлетворяют желания пользователя и где у них есть пробелы, чтобы доработать это под себя, но не меняя общепринятые модели. Например, некоторые сайты схожи по интерфейсу с Facebook, потому что пользователи уже привыкли к определённой модели, и вы не заставите их путаться в чём-то новом. Опора на ментальные модели сделает ваш сайт кликабельным.

  • Закон Хика

Закон Хика-Хаймона говорит о том, сколько времени нужно человеку, чтобы выбрать один вариант из нескольких других: при увеличении количества вариантов, количество времени, которое необходимо для принятия решения, увеличивается логарифмически. Поэтому если пользователь встречает слишком много вариантов в интерфейсе, ему труднее определиться с выбором: это будет смущать и раздражать его, а не вовлекать. Постарайтесь не просто ограничить количество параметров, а создать удобное меню со встроенными функциями.

  • Закон Миллера

Профессор психологии Джордж А. Миллер в 1956 году опубликовал известную статью «Волшебное число семь плюс или минус два» (The Magical Number Seven, Plus or Minus Two), повествуя о том, что человек в кратковременной памяти может удержать только от 5 до 9 элементов (то есть около 7). Поэтому UX-дизайн должен быть простым и не предоставлять на первой странице более 7 концепций, иначе человек начинает что-то забывать и раздражаться. Старайтесь разбивать информацию на небольшие фрагменты и не заставляйте пользователя слишком много думать.

  • Эффект фон Ресторффа

Данный эффект связан с тем, как мозг человека группирует похожие объекты: несмотря на то, что мы это делаем, мы также будем помнить такие объекты, которые выделяются на фоне остальных. В UX-дизайне эффект применим тогда, когда вы хотите заставить пользователя обратить внимание на какую-то распродажу или выгодный тарифный план. Следует грамотно группировать элементы на странице и выделять, например, жирным шрифтом то, на что вы хотите привлечь внимание. Правило работает и в обратную сторону: если вы выделите ярким все элементы, то человек начнёт обращать внимание на невыделенные детали.

  • Эффект Зейгарник & Овсянкиной

Советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник в ходе экспериментов обнаружила закономерность: память о незавершенных действиях сохранялась у человека почти в два раза дольше чем память о завершенных действиях. Согласно теории поля Курта Левина, начатая задача устанавливает напряжённость, которая снимается после завершения задачи. Однако если задача прерывается, напряжение остаётся и мы долго помним о невыполненном. Это и есть эффект Зейгарник. Позднее профессор психологии Гарвардского университета Мария Овсянкина дополнила выводы своими исследованиями: человека преследуют навязчивые мысли, пока не завершит начатое, поэтому он стремится скорее закончить перерванное действие. Данные эффекты применяются на сайтах, например, когда мы видим интригующий незаконченный заголовок и многоточие, вызывающие перейти по ссылке и прочитать материал.

Также эффект встречается на сайтах интернет-магазинов, где добавив товар в корзину, вы сразу попадаете на отдельную страницу оформления покупки с обозначенными шагами. Выйти - значит прервать начатый процесс. Или вспомните, как оформляется кредитная карта на сайте банка Тинькофф: начав процесс, вы видите трекер прогресса, что мотивирует завершить начатое. Придумайте что-то похожее, что заставит пользователя вовлечься в действие и не прервать его.

Конечно, описанные законы не универсальны и вы все равно можете где-то запутать пользователя, который покинет ваш сайт/приложение. Старайтесь поставить себя на место пользователя и решить, какой дизайн будет наиболее выигрышным.




Облако тегов деятельности компании:

Блог Агентства Социальной Информации