+7 812 622-14-57 Санкт-Петербург
+7 499 685-40-27 Москва

Роли наблюдателя в исследовании

Наблюдение является ключевым методом сбора данных для социологического исследования. Наблюдательные исследования обычно проводятся дома, на рабочем месте или в естественной среде, а не в лабораторных или контролируемых условиях. С помощью такого исследования можно понять, как люди взаимодействуют с друг другом, а также с проблемами, с которыми они сталкиваются. Важно знать, что существуют некоторые тонкие различия, которые могут повлиять на тип собираемых вами данных.

Изучая онлайн-сообщества (тематические группы в социальных сетях, в которых люди разделяют общие интересы и ценности), исследователь, в зависимости от целей проекта, выбирает ту или иную роль. Роль, которую играет наблюдатель, образует континуум от полного отстранения до полного взаимодействия с участником. Таким образом, существуют 4 основные роли в онлайн-наблюдениях.

–Complete observer (полноценный наблюдатель).

Благодаря такой роли, наблюдатель не раскрывает свою идентичность и не сообщает участникам сообщества о проведении онлайн-наблюдения. Исследователь не притворяется участником и у него есть возможность не вступать с ними в беседу. Находясь в такой роли, участники ведут себя естественно, не зная, что их изучают. Однако такой подход поднимает этические вопросы о возможном обмане, а полная картина происходящего – поверхностная. Будучи полноценным наблюдателем, можно со стороны посмотреть на взаимодействия пользователей в сообществе и выделить определенные модели поведения.

– Observer as Participant (наблюдатель как участник).

В такой роли наблюдатель раскрывает свою идентичность и сообщает участникам сообщества о проведении онлайн-наблюдения: ему не нужно притворяться участником, а отношения с ними – только в рамках исследования. Часто, именно такая роль в онлайн сообществах воспринимается негативно: участники сообщества не стремятся активно вовлекаться в исследование, так как кто-то вторгся в их пространство. Проявляется нежелание прояснить свою точку зрения для стороннего наблюдателя, которое поддерживается другими участниками. Наблюдатель как участник вызывает к себе недоверие, его могут игнорировать, ощущается взаимный дискомфорт во время проведения онлайн-наблюдения.

– Participant as Observer (участник как наблюдатель).

Участник как наблюдатель дает понять участникам сообщества, что они под наблюдением; в такой роли исследователь ведет себя как член группы, а также участвует в общих дискуссиях. Благодаря такому позиционированию, исследователь может получить одобряющий отклик от участников сообщества, но при этом его вопросы также могут игнорировать, открыто высказывая нежелание взаимодействовать с исследователем.

Важно различать роль Observer as Participant от Participant as Observer. В первой роли, наблюдатель общается с членами группы только в рамках исследования (задает уточняющие вопросы, раскрывая свою роль). Во втором случае, наблюдатель может открыто вступать в тематические дискуссии, упоминая, что он исследует это сообщество.

– Complete Participant (полноценный участник).

Полноценный участник не раскрывает свою идентичность и не сообщает участникам сообщества о проведении онлайн-наблюдения, беря на себя роль члена группы, следует правилам сообщества. Эта роль также поднимает этические вопросы о возможном обмане. Тем не менее, именно такая роль наблюдателя дает возможность сохранять анонимность, полноценно вливаясь в группу, где участники ведут себя естественно и ни о чем не догадываются. Будучи полноценным участникам, исследователь глубинно изучает сообщество, получая максимальное количество необходимой для исследования информации.